Этапы проекта «BASIS» включают подготовку проекта, внедрение сквозной цепочки разработки на базе 3D, электронного архива и управления библиотеками, автоматизации разработки технологических процессов, базовых средств проектного управления, системы управления качеством и надёжностью, выпуска технической и эксплуатационной документации. На каждом этапе процесс внедрения будет проходить примерно одинаково:
- утверждение плана, календарного графика, состава участников;
- развёртывание инфраструктуры (оборудование рабочих мест, учебных классов, сетевого и серверного оборудования, инсталляция программного обеспечения);
- проведение интенсивного обучения пользователей по общей и по специальной программе;
- организация выполнения работ ключевыми пользователями с использованием нового инструмента на контрольном узле или изделии (пилотный проект);
- оценка результатов, корректировки;
- подготовка опытной эксплуатации;
- распространение нового метода работы на всех пользователей.
Рассмотрим более подробно процесс обучения, так как его правильная организация во многом будет определять эффективность использования новой системы. Процесс обучения представляет цепочку, объединяющую учебный курс, комплекс практических работ и сертификацию. Учебный курс строится по принципам: «рассказать», «показать», «дать попробовать».
Прежде всего будут определены количество и состав учебных курсов, которые должны быть проведены. Это позволит определить количество необходимых преподавателей, привлекаемых к обучению, количество необходимых технических средств, необходимые ресурсы времени. Обучение состоит из нескольких учебных блоков:
- базовое обучение, которое проводится для большинства участников проекта;
- специальное обучение, ориентированное на подготовку инженерно-технических работников по специальным дисциплинам;
- обучение экспертов и преподавателей из числа работников завода;
- обучение руководителей;
- обучение и консультации по настройке комплексной системы автоматизации.
При освоении продукта ключевое значение имеет практика, которая состоит из нескольких уровней:
- выполнение практических заданий во время учебных занятий;
- самостоятельное повторение практических заданий;
- выполнение контрольных задач (аналога курсовой работы) на базе реального производственного задания;
- пилотный проект (аналог дипломной работы) выполняется на примере реального изделия предприятия, включает комплекс работ.
Во время выполнения практических заданий будут проводиться дополнительные консультации.
По результатам обучения каждый пользователь будет сдавать экзамен. Итоговая оценка будет включать следующие критерии: теория (тест с ответами на вопросы) + выполнение практического задания на экзамене + выполнение контрольного примера (преподаватель проверяет курсовую работу).
Контроль процесса обучения будет проводиться для проверки умения применения программных систем при решении практических задач. Для этой цели компанией «Про Текнолоджиз» был разработан комплексный метод контроля и тестирования инженеров предприятия. Для формирования такой оценки будет использоваться комплексный подход, где результирующая оценка будет складываться из четырех основных элементов:p
Оценка уровня освоения и результатов тестирования по базовому обучению. Проверка уровня теоретических знаний инженеров при применении систем автоматизации. Выполнение практических задач, выданных инженеру его руководителем на предприятии. Выполнение практических экзаменов на контрольной задаче сбалансированной сложности.
По итогам обучения специалистам, успешно сдавшим экзамен, помимо материального поощрения будет выдаваться сертификат.
Чтобы обеспечить успешную организацию процесса обучения, необходимы два учебных класса, оснащенных компьютерами. В настоящее время ведутся работы по подготовке помещений, закупке компьютерной техники и серверного оборудования. После каждого учебного блока запланирована самостоятельная работа инженеров на рабочих местах, а значит, должны быть подготовлены компьютеры на рабочие места.
Для правильной организации обучения необходимо выяснить стартовый уровень компьютерной грамотности инженеров предприятия. Часть инженеров, которые не имеют достаточного опыта работы с компьютером, будут проходить дополнительное обучение по компьютерной грамотности. Сейчас проводится работа по анкетированию участников проекта в УГК, УГТ, УГМет, в технологических частях производственных цехов.
Для успешной эксплуатации внедряемой комплексной системы одного обучения инженеров предприятия недостаточно, нужно создать систему самообразования и непрерывного повышения квалификации. Что для этого нужно? Первым и неотъемлемым элементом такой системы является постоянно действующий учебный центр. Он будет создан в составе структуры МЗКТ. Вторым, не менее важным элементом системы является подготовка инженеров на базе ВУЗов, обеспечивающих нас молодыми специалистами. Наличие программы подготовки специалистов в ВУЗах было обязательным условием при проведении конкурса по выбору комплексной системы автоматизации, и компании «РТС» (Russia) и «ПроТекнолоджиз» (Россия) взяли на себя обязательства по организации учебных центров в ВУЗах Беларуси, предоставлению учебных лицензий, подготовке сертифицированных преподавателей в университетах.
Подведем итог вышесказанному:
- обучение в проекте внедрения является не самоцелью, а взаимосвязанной частью всего проекта, это один из ключевых элементов проекта, призванный обеспечить понимание внедряемых систем автоматизации и их правильное применение инженерами предприятия;
- с учётом масштабности проекта «BASIS» работы по обучению должны стать элементом модернизации существующей системы подготовки кадров, и эти работы нужно выделять и контролировать как отдельный подпроект со своими целями, задачами и результатами;
- проведение обучения среди участников проекта не в полном объеме или ненадлежащего качества может привести к серьезным проблемам в процессе внедрения и успешности проекта в целом;
- у компании «Про Текнолоджиз» есть апробированная методика и последовательность действий для планирования и исполнения подпроекта обучения, но нам необходимо умело этим воспользоваться;
- на цели обучения выделяется значительный бюджет и материальные ресурсы, но ограниченные сроки обучения и проекта в целом, поэтому от всех его участников потребуется максимальная организованность, собранность, нацеленность на эффективный результат.
Сергей Холево, заместитель начальника УИТ.